Общая информация

Цель учебного курса – построение рабочего процесса обработки графических материалов и его автоматизация: от изучения основ фото и видеосъёмки, процессов фотообработки/фоторетуши до сборки (compositing) видеосцен.

Обязательная предварительная подготовка к курсу

  • Знание интерфейса XFCE/KDE/LXDE/Gnome/Enlightment/Cinnamon или Windows Explorer операционных систем семейства Ubuntu, openSUSE, Fedora или Microsoft Windows 7/8/10;
  • Наличие дома цифрового фотоаппарата (или хотя бы мобильного телефона с возможностью фотосъемки);
  • Желательно: начальные знания работы с GIMP, Paint.NET, Adobe Photoshop и/или аналогичными продуктами;

Используемый в курсе набор ПО

2D редакторы3D редакторы2D конвертеры2D браузерыВидеоредакторыСредства виртуализации
  • GIMP
  • RawTherapee
  • Darktable
  • Lightzone
  • PTGui
  • Blender
  • HoudiniFX
  • XnConvert
  • DigiKam
  • XnView
  • Kdenlive
  • Natron
  • VMware Workstation

Календарь проведённых занятий

  • 04.09.2017 - Занятие 0
  • 07.09.2017 - Занятие 1
  • 11.09.2017 - Занятие 2
  • 18.09.2017 - Занятие 3
  • 21.09.2017 - Занятие 4

Содержание курса

Вступление

  • Содержание курса
  • Рабочий процесс создания графики для киноe
  • Школы мультимедиа в России, другие источники информации

Теория съёмки - инструментарий

  • Оборудование для съёмки
  • Процесс формирования кадра в фотоаппарате, регулировка яркости
  • Внутреннее строение фото и видеотехники, объективы и коррекция искажений от линз
  • Аксессуары для съёмки: светильники, тележки, штативы, микрофоны, стедикамы, организация совместной работы

Искусство съёмки

  • Источники вдохновения и тренировки: фото-поездки, выставки, фото-книги
  • Композиция кадра: линии в кадре, золотое сечение в кадре, баланс композиции, фокус на главном
  • Монтажная последовательность кадров: ракурсы видеосъёмки и переходы между ними, линия зрения героя, передача эмоций движениями камеры

Техническое качество кадра

Яркостная характеристика созданного кадра

  • Понимание гистограммы яркости;
  • Работа с гистограммой каналов;
  • Линейная, логарифмическая и волновая гистограммы.

Информация о созданном кадре

  • Метаданные в фотографии;
  • Использование XnView для просмотра фото.

Съемка в RAW-формате

  • Основные понятия RAW-съемки

Введение в GIMP

  • Оптимизация настроек программ;
  • Изучение интерфейса GIMP;
  • Простые операции:
    1. Работа с гистограммой в GIMP;
    2. Обрезка и выравнивание изображения;

Уровни и кривые цветокоррекции

  • Работа с инструментом Levels;
  • Работа с инструментом Curves.

Слои в GIMP

  • Теория слоев;
  • Слои в GIMP;
  • Перенос информации между слоями;
  • Выделение и перенос фрагментов информации между слоями;
  • Импорт изображений в слои - якори;
  • Алгоритмы наложения слоев.

Маски в GIMP

  • Основы маскирования;
  • Векторное маскирование;
  • Растровое маскирование.

Цветокоррекция

  • Основы цветокоррекции;
  • Понятие "баланс белого";
  • Формат RAW - особенности, достоинства и недостатки;
  • Коррекция баланса белого в формате RAW/DNG с помощью RawTherapee;

Знакомство с Blender VRay Custom Build

  • Знакомство с интерфейсом продукта;

  • Создание простых объектов;

  • Система навигации;

Основные операции в Blender

  • Выделение, перемещение, вращение, масштабирование объектов;

  • Создание копий объектов;

  • Концепция слоев для группировки объектов;

  • Основные модификаторы;

Моделирование объектов с помощью 2D кривых в Blender

  • Работа с кривыми;

  • Редактирование вершин;

  • Перевод форм из 2D в 3D фигуры;

Полигональное 3D моделирование в Blender

  • Полигональные операции;

  • Вспомогательные модификаторы при моделировании;

Знакомство с V-Ray 2.x

  • Знакомство с интерфейсом модуля и его связью с Blender;
  • Проба основных возможностей продукта.

Материалы V-Ray 2.x

  • Настройка базового материала VRayMtl для текстурирования любых поверхностей;
  • Схемы привязки настроек VRayMtl к материалам реального мира:
    1. Матовые поверхности;
    2. Глянцевые поверхности;
    3. Металлические поверхности;
    4. Прозрачные поверхности;
  • Создание светящихся объектов с помощью материала VRayLightMtl;

Источники света VRay 2.x

  • Настройка источника света c VRayLight;
  • Экспокоррекция изображения с помощью глобальных настроек V-Ray;
  • Глобальная светящаяся сфера VRaySkylight.

Механизмы VRay Global Illumination

  • Глобальное освещение методом "Грубой силы";
  • Технология освещения с применением "карт освещенности" (Irradiance Map);
  • Технология освещения с применением "световой карты" (Light Cache);
  • Настройка механизмов освещения под черновое (draft) и финальное (final) качество картинки.

Скриптование на языке Python

  • Основы языка Python 3.x
  • Составление скриптов в Blender
  • ООП в Python и основы TDD разработки


  • Нет меток